Рекомендации психолога
http://festival.1september.ru/articles/578061/ - Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Рекомендации:
Конфликты во время урока.
1. Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших руках, поэтому берегите их
и не тратьте на бесполезные сиюминутные споры и выяснения отношений с
учениками, возникающие в течение урока – это обычно приводит лишь к
затяжному конфликту и срыву урока. Лучше отложите их на послеурочное
время, когда можно будет выяснить причину поведения и спокойно обсудить
ситуацию. Если вы чувствуете, что не справитесь в одиночку, то
обратитесь за помощью либо к психологу, либо к человеку, которого данный
ученик больше всех уважает.
2. При обсуждении желательно не указывать на совершенные подростком
проступки и ошибки, не требовать их мгновенного исправления и не
добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу на себя,
объясните, как лучше следовало поступить в такой ситуации и почему
(дайте действительно выгодную для подростка модель поведения).
Предоставьте ему возможную модель поведения и дайте время обдумать.
Вернитесь к этому разговору через время, еще раз обсудите и выслушайте
его мнение. Важно, чтобы подросток сам принял решение о том, как
поступить в следующий раз при возникновении такой ситуации.
3. Если ситуации возникла повторно, и подросток повел себя на основании
принятой им новой адекватной модели поведения, то обязательно похвалите
его, и еще раз покажите все плюсы такого поведения, и хвалите каждый
раз, пока он не примет эту модель как единственно возможную в данной
ситуации. Если ситуация повторилась, а подросток продолжает действовать
неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что он нарушил
слово, особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение
ситуации и причин мешающих поступить по-новому. Логическое обоснование
выгоды желаемого поведения – самое сильное убеждение для подростка.
Это долгий процесс, требующий много терпения и сил, а самое главное
желание действительно помочь ребенку измениться, а не только избавиться
от факторов, мешающих проведению урока и сохранению дисциплины.
Агрессивность.
4. Проявления агрессивности обычно бывают двух типов: физическая –
драка, насилие и т.д; вербальная – нецензурные выражения, крик, угрозы.
Оба этих типа агрессивности у подростков – это следствие плохого
самоконтроля, неуравновешенности нервной системы и постоянного
внутреннего конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто защитный
характер. Подросток в душе очень боится, что его не любят, что его не
принимают таким, какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему
абсолютно все равно, что о нем думают другие. Поэтому при общении с
такими подростками желательно не «переходить на личности», т.е.
замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный
характер. К любым вопросам и проблемам подростка желательно проявлять
больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его
понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. Запугивание
же подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на
допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого
подростка.
Опять Ваше бесконечное терпение и поощрение хотя бы того немного
положительного, что проявляется таким ребенком, позволят в итоге снизить
уровень агрессивности.
Учебный процесс.
5. В случаях неправильного ответа на заданный вопрос, не сравнивать с
успешными ответами сверстников, лучше обратить внимание на возможность
исправления ошибки или плохой оценки. В случаях же любого правильного
или близкого к правильному ответа поощрять такого подростка вниманием и
похвалой при всем классе. Важно дать понять «трудному» подростку, что он
не хуже других, что он имеет право на ошибку.
6. Как правило, у таких детей, существуют некоторые объективные причины
для низкой успеваемости: слабые интеллектуальные способности, низкая
осознанность собственных действий, отсутствие мотивации достижения.
Поэтому не надо ждать от него сразу и много успехов после первой похвалы
и признания его заслуг, а стоит дарить ему успешные ситуации и
поддерживать его до тех пор, пока в нем не появится уверенность в
собственных силах и способностях. Только тогда у него действительно
может появиться интерес и желание учиться.
Общие советы:
7. Относитесь ко всем трудностям и неожиданностям при общении с
подростком с чувством юмора и используйте его для сглаживания острых
углов и конфликтов.
8. Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить даже вы
сами: быть всегда сдержанным, говорить только правду, никогда не делать
ошибок и т.д. Каждый раз, выдвигая требование к ребенку, задумывайтесь о
том, выполнимо ли оно.
9. Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение.
10. Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы
действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и
естественность — лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с
любым, даже очень сложным человеком.
Конечно же, у каждого педагога существуют свои способы и приемы для
работы в «нестандартных» условиях, но было бы очень хорошо, если Вы
воспользовались и этими рекомендациями.
Удачи и успехов в Вашей нелегкой, но прекрасной деятельности!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий